вторник, 10 ноября 2009 г.

Зачем изучать историю

На уроках истории очень мало внимания уделяется размышлениям о том, зачем изучать историю. Не отсюда ли недостаточность мотивации при изучении предмета, непонимание, отсутствие интереса. На мой взгляд, один урок в году можно посвящать тому, чтобы выяснить, зачем необходимо изучать историю каждому конкретному человеку и человечеству в целом.
Такой урок можно провести следующим образом.
В начале урока учащиеся выполняют задание "Похвала истории" (задание Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по истории ЦДО "Эйдос"). Подробней об этом задании речь пойдёт в следующем посте.
Затем учащиеся работают с отрывком из "Истории" Льва Диакона.
Задания к тексту:
1. Представьте себе, что у вас есть возможность побеседовать с автором этого текста. Какие вопросы вам хотелось бы ему задать?
2.  Почему автор считает, что история "больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной"? Приведите свои доводы. Отличаются ли доказательства историка древности от современных высказываний? 
3. Работа со словом. Найдите в тексте трудные для понимания слова. Воспользуйтесь разными словарями, чтобы выяснить значение этих слов. Как помогает знание значений слов понять смысл текста?
Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, то во всяком случае не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история. Она вскрывает разнообразные и многоразличные деяния, которые возникают и естественным порядком, под влиянием времени и обстоятельств, и в особенности по произвольному решению лиц, занимающихся государственными делами, и учит людей одно одобрять и ставить себе в качестве образца, другого же гнушаться и избегать, чтобы не осталось в неизвестности и проводилось в жизнь все полезное и ценное и чтобы никто не делал попыток ввергнуть себя в ужасные и вредные начинания. 

  Таким образом, история словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее, не позволяя ему погрузиться и исчезнуть в пучине забвения, и признана важнейшей среди всех полезных людям вещей. В мое время произошло много необычайных и чудесных событий: на небе являлись устрашающие видения, случались ужасные землетрясения, разражались бури, проливались неистовые ливни, бушевали войны и по всей вселенной бродили вооруженные полчища, города и страны сходили со своих мест, так что многим казалось, будто наступает перемена жизни и к порогу приближается ожидаемое второе пришествие Бога-спасителя. Я решился не умолчать о полных ужаса и достойных удивления событиях, но поведать о них в назидание потомкам, если провидению не будет угодно уже теперь привести паром жизни к пристани смерти и изменить образ мира сего. 

  Берясь за труд, превышающий мои силы, я хочу, чтобы меня не постигла в усердии моем неудача, хочу приблизиться к величию всего случившегося и подобающим образом о нем рассказать. Постараюсь изложить свою историю по возможности подробно. Я, составитель ее, Лев, сын Василия, родина моя - Калоэ, прекраснейшее селение Азии, расположенное у холмов Тмола близ истоков реки Каистра, которая, протекая мимо Кельвиана, доставляет своим видом усладу зрению и, разлившись, впадает в залив знаменитого и славного Эфеса. Но приступим к рассказу об общественных делах, стараясь как можно ближе держаться истины, ибо правдивость больше всего приличествует истории. Люди, сведущие в науке, говорят, что риторике присуща сила выражения, поэзии - мифотворчество, истории же - истина.
Лев Диакон. История