пятница, 20 ноября 2009 г.

Конкурс эссе в честь 22 ноября – Дня Словарей и Энциклопедий

Невозможно представить себе педагога, который бы не пользовался словарём или энциклопедией при подготовке к уроку. Профессия обязывает быть всегда в курсе, знать больше, интересоваться не из праздного любопытства, а потому что есть такая потребность – узнавать и передавать знания, учить других добывать знания из словаря и энциклопедии. Только на первый взгляд может показать, что ничего сложного в этом нет. Но, сталкиваясь с учениками в библиотеке, плечом к плечу над словарём, приходишь к грустному выводу, что дети не знают, как пользоваться словарём, не понимают его структуру, не видят принцип организации материала.

Прекрасные стихи посвятил С.Я. Маршак словарям:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
«Словарь»

Инициатива празднования 22 ноября Дня Словарей и Энциклопедий принадлежит филологу и философу Михаилу Наумовичу Эпштейну. В своей рассылке «Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна» (http://subscribe.ru/archive/linguistics.lexicon/200911/02173814.html) учёный пишет: «Почему именно 22 ноября стоит отмечать День Словарей и Энциклопедий? Это день рождения В. И. Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля.

Самый быстро растущий сегмент книгоиздания – это справочно-энциклопедическая литература. Словари и энциклопедии, справочники и тезаурусы составляют все более сильную конкуренцию сюжетно-повествовательной словесности. Они потому и пользуются таким спросом, что возрастающий мир информации все более плотно укладывается в ряды ассоциаций по сходству, а не по смежности. Поэтому пророчески звучит ныне мысль выдающегося языковеда XIX в. Н. В. Крушевского о "прогрессивной силе, обуславливаемой ассоциациями по сходству", в противоположность консервативной силе ассоциаций по смежности.

В США День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся.

А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели, как А. Белый и В. Хлебников, С. Есенин и А. Солженицын».

В поддержку этой необходимой инициативы Международный Институт Развития «ЭкоПро», образовательный портал Мой университет, факультет «Реформа образования» решил провести конкурс эссе на лучшую идею использования словаря/энциклопедии в образовании и идею словаря/энциклопедии, которых пока нет, но они очень необходимы. 

В конкурсе могут принять участие педагоги и учащиеся независимо от возраста.

Сроки проведения конкурса с 18 по 30 ноября 2009 года. Подведение итогов 02 декабря 2009 года.

Объём работы не ограничен.

Работы в формате .doc направляйте по адресу nwl31@rambler.ru, 
В теме письма укажите «Конкурс эссе».
В тексте письма обязательно укажите:
- ФИО автора\ов эссе;
- образовательное учреждение;
- должность;
- адрес электронной почты для связи.

К письму кроме эссе необходимо прикрепить свою фотографию размером не более 640*480 или 480*640 пикселей.

Критерии оценки работ:
- оригинальность;
- творческий подход;
- практичность;
- универсальность (возможность применить на уроке по любому предмету).

Работы победителей и призеров конкурса будут опубликованы в рассылке «Новая школа» и «Библиотеке факультета РО». Имена и фотографии победителей и призеров будут размещены в Зале славы факультета «Реформа образования» образовательного портала Мой университет.
Архив рассылки "Новая школа"